Monday, July 8, 2013

Из виртуала в реал (Нателла Османлы)

Оригинал тут: http://nargismagazine.az/people/conversations/424
Из виртуала в реал

Нателла Османлы

Со многими друзьями, ныне более чем реальными, с которыми уже не первый год и в печали, и в радости, я познакомилась в интернете.  Форумы, ЖЖ, ранее mIRC – все это было таким виртуально-завуалированным, люди скрывались под никами, храня инкогнито.

Но пришла эпоха соцсетей, которая сняла флер тайны, порой до безобразия обнажив обыденность. Есть градус, выше которого начинается фарс. Впрочем, для себя я давно решила –  не осуждать никого и не раздражаться по поводу чего бы там ни было, будь то тысячи фотографий еды, «лифтолуков», статусов в Фейсбуке

или Твиттере. Это- индивидуальная степень комфорта. Кому-то необходимо рассказывать миру обо всем, кому-то достаточно периодически делиться мыслями и настроением, а кто-то, наоборот, ощущает себя крайне некомфортно, приоткрывая посторонним (и не очень) даже незначительные эпизоды своей жизни.

Виртуальная прозрачность -  одних она пугает, других (и я в их числе) радует.

Говорят, интернет понизил градус духовности. Еще говорят -  мы стали меньше думать. А мне кажется иначе: благодаря сети,легче найти единомышленников, высказаться и быть услышанным. Для людей творческих это и вовсе замечательный трамплин –не нужно дожидаться цензоров, продюсеров или издателей, любой продукт твоего изготовления может быть немедленно представлен на суд тысячам, а то и десяткам тысяч. Интернет отнимает время, но, на мой взгляд, дарит свободу. Впрочем, от свободы до одиночества – всего один шаг...

Еженедельно мы будем говорить, рассуждать, делиться мнением, мечтами, сомнениями – за чашкой кофе или чая, с бокалом шампанского или стаканом холодного свежевыжатого сока. Главное - неподдельно искренне, многое озвучивая впервые для себя самих.

Перед вами команда журнала Nargis - главный редактор Ульвия Рахманова, директор веб-сайта nargismagazine.az Гюнель Караева, главный редактор веб-сайта Нигяр Магеррамова и я, Нателла Османлы, а также наша гостья – соучредитель некоммерческой гуманитарной организации ASAAP (Azerbaijan Social Aid & Awareness Program), ведущий партнер компании Centre of Excellence Фатима Ибрагимбейли

Комментирует беседу наш сегодняшний эксперт- популярный фотограф Руслан Набиев.

Ульвия:  То, что люди зависимы от интернета – по работе или эмоционально – это не так уж плохо, как принято считать. Многие, правда, считают, что человеческие отношения при этом становятся более поверхностными. С другой стороны, интернет неизбежно упрощает жизнь в профессиональном плане. Чтобы найти какого-то человека, допустим, для того, чтобы взять интервью, достаточно зайти в Фейсбук, Твиттер или даже в Инстаграм.  Инстаграм есть абсолютно у всех, и там ты можешь не только постить фотографии, но и посылать сообщения с помощью дополнительного приложения. Если ты используешь это для работы – отлично, если можешь таким образом  познакомиться с новыми друзьями – замечательно. Главное – не воспринимать интернет, как неотъемлемую часть своей жизни.

А так ты, конечно, развиваешься, но интернет отнимает много времени, хотя вроде бы дает доступ ко всему. Но, например, люди сейчас читают меньше книг.

Гюнель: Интернет – это хорошо, но лишь до некоторой степени. Слишком много информации, ты знаешь о людях все, вплоть до того, что они едят.

Нателла: Ты считаешь – это плохо?

Гюнель: Ничего личного вообще не остается. Чем дальше, тем больше людей втягивается в виртуальное пространство. Люди теперь меньше времени проводят вместе, зато больше переписываются. Личных контактов мало. Я думаю, что это минус.

Ульвия: Да, но и плюсов больше. Я недавно стала пользоваться скайпом. То есть, я, конечно, знала об этой программе, но своего аккаунта у меня там не было. И вот несколько месяцев назад я решила зарегистрироваться. И оказалось, что это так удобно. Я могу уехать в Лондон, а ребенок останется в Баку, и я буду его видеть, наблюдать, что он делает, какое у него настроение. И он будет видеть меня.

Гюнель: Преимуществ масса, согласна. Но главное - знать меру.

Ульвия: Если ты используешь сеть для каких-то своих целей, то тебе проще их достичь. И почему бы и нет?Это ведь хорошо.

Фатима: А если люди используют это в собственных целях против тебя?

Ульвия: Ну, тогда это плохо для тебя и хорошо для них.

Фатима: Кстати, у меня был очень положительный случай, связанный с интернетом. В 2008 году в Америке был сильнейший снежный буран. Я, наверное, часов двадцать прождала в Турции, прежде чем вылетела в Чикаго. И вот прилетаю я туда,  и выясняется, что вылета нет, да и выехать из аэропорта невозможно. Мне приходится остаться там. А тем временем моя бывшая одноклассница выставила мои фото в Фейсбук. И ее подруга, находившаяся в аэропорту, меня узнала, и мы провели какое-то время вместе. А на следующий день, когда за ней приехали родители, они вывезли из аэропорта и меня. То есть, благодаря Фейсбуку, я познакомилась с людьми и находилась в безопасности.

Но, если честно, я не совсем понимаю людей, которые выставляют в соцсети всю свою личную жизнь. Есть люди, которые каждую минуту вывешивают чрезмерное количество фотографий своих супругов, детей. И всего этого очень много, без меры.

Нателла: Ну, можно unsubscribe!

Гюнель: А она не может сделать unsubscribe от всех. Проще самой удалиться.

Ульвия: Ну, по-моему, не стоит воспринимать все так всерьез. Понравилось что-то – сфотографировала и выставила. Захотелось чем-то поделиться - написала. Если завтра не станет Инстаграма, я, конечно,слегка огорчусь, мне станет немного скучно, но потом забуду. А есть люди, которые становятся зависимыми от социальных сетей. Конечно, ничего  хорошего в такой зависимости нет.

Фатима: Инстаграм мне вообще нравится больше всего. Там можно наблюдать за жизнью людей интересных, творческих, видеть их новые работы – тот же Yarat.

Нателла: Нигяр, а у тебя есть знакомые из интернета?

Нигяр: Да, и особенно в последнее время их стало много. В том, что касается моей работы, это очень облегчает жизнь. Прежде всего – экономия времени.

Минус интернета в том, что некоторыеныряют в виртуальное пространство с головой. Вероятно, для кого-то это возможность уйти от реальной жизни, ведь виртуальные образы чаще намного желаннее реальных. Но возникает нездоровая зависимость. И, безусловно, сокращается время, которое ты уделяешь для живогообщения со знакомыми и друзьями. Людям становится лень уделить общению пятнадцать-двадцать минут. Видя друг друга в соцсетях, можно лично не общаться год и, тем не менее, знать все о человеке, его семье,  детях. Тебе уже неохота звонить ему в его день рождения – ты просто отписываешься в хронике. В этом смысле интернет отдаляет людей друг от друга.

Нателла: Не соглашусь. Вот как раньше встречались одноклассники: люди раз в год собираются вместе, только там узнают что-то друг о друге, удивляются, радуются, печалятся. А сейчас ты каждый день узнаешь о своих одноклассниках больше, чем тогда, когда вы учились вместе.Причем - независимо от того, где они находятся.И все благодаря социальным сетям. Это ведь хорошо.

Нигяр: Я так не думаю. Есть одноклассники, которых ты и двадцать лет не увидишь и не вспомнишь. А есть люди близкие. Допустим, раньше ты уделяла им какое-то время, даря частичку своей души – с каждой встречей или звонком… А сейчас  думаешь, что пообщаться «вживую» еще успеешь, а пока ограничиваешься редкой перепиской. И это может длиться годами. Близость теряется, уходит. На день рождения ты видишь поздравления в хронике и понимаешь, что никто не позвонит, ты не услышишь знакомые голоса... Все будут только писать.

Фатима: А как насчет двойных профилей? Есть такие пары, которые объединяют свои профили в один.

Ульвия: Мне это нравится. Кто-то считает это примитивным, а, по-моему, мило.

Нателла: А еще пары иногда отдают друг другу пароли от аккаунтов. Я не очень это понимаю. Мне, например, не хотелось бы иметь доступ к чьему-либо ящику. Да и свой пароль я бы не дала. Хотя... Может, кому-то и отдала бы…

Гюнель: Зная тебя, могу сказать - ты отдала бы.

Фатима: Да, она отдала бы.

Ульвия: И я бы свой пароль отдала. Даже если буду знать, что там может быть что-то, чего ему не следует видеть, все равно отдам. Если ты хочешь знать мой пароль, будь готов ко всему. В противном случае, не проси пароль. Если ты рыскаешь по карманам, будь готов найти там все,что угодно. Когда ты хочешь иметь доступ к настолько личному, как переписка, ты непременно обнаружишь что-то, что тебе не понравится. Пусть даже мелочь. Меньше знаешь – крепче спишь. Хотя искушение есть всегда, и  хочется знать все.

Гюнель: Иногда, когда я задумываюсь, насколько гигантская сеть - Фейсбук, мне становится страшно. Ведь там все о нас: наши предпочтения в музыке, в фотографии, в кино, места, где ты бываешь, люди, с которыми ты бываешь. Достаточно просто понаблюдать за человеком несколько дней, чтобы узнать о нем практически все.

Я как-то смотрела фильм (не помню сейчас его названия), в котором маньяк преследовал женщину и постоянно осматривал ее пакеты с мусором, чтобы что-то о ней узнать и понять. В результате по содержимому пакета он знал о ней все! И вот социальные сети – это те же пакеты с мусором.И это иногда пугает.

Ульвия: Я думаю, что если завтра пропадет Интернет, - не на время, а вообще, -то единственным, на чем это негативно отразится, будет моя работа.

Нателла: Не знаю, насколько я зависима от Фейсбука. Очень часто мне, как графоману по натуре, необходимо отписаться. Я выплескиваю, например, свое дурное настроение в текст, и оно меня отпускает, например. Или отдаю хорошее и, судя по лайкам, нахожу отклик. Еще я большая любительница whatsapp. Девочки не дадут соврать, я большую часть рабочих вопросов решаю именно посредством этого приложения. Оно удобно тем, что я могу делиться со своими собеседниками всем, что происходит. Снять видео, записать аудио, сфотографировать, послать любой линк, mp3 – мгновенная передача любой информации. Очень быстро, очень просто и удобно.

Фатима: Ну и разве хорошо, что люди знают, благодаря твоим статусам, какое у тебя настроение? Разве это не уязвимость?

Нателла: Конечно, хорошо. Если настроение плохое, они не сунутся. Если сунутся и получат по носу, им будет проще понять, почему это произошло. В любом случае, ты приоткрываешь завесу ровно настолько, насколько ты можешь себе это позволить. Не хочешь – не показывай, что в этот момент тебе, например, невыносимо грустно. Наоборот, с легкостью ты можешь убедить всех в обратном.

Фатима: А если ты написала где-то не слишком хорошее о ком-то? Например, о своем боссе, а кто-то сделал скриншот и передал ему.

Нателла: Так, голову надо иметь. Нет никакой разницы между реальностью и виртуалом. Ты же «фильтруешь» то, что говоришь о том же боссе при ком-то, понимая, что ему могут передать. И пишешь ты тоже, всегда осознавая, что к твоим словам может получить доступ любой. Другое дело, когда разглашают личную переписку. Впрочем, и это тоже нужно учитывать.

Ульвия: Мне часто пишут негативные комментарии в том же Инстаграме. Себя можно легко от этого оградить. Просто ставишь на блок. У меня столько человек на блоке – огромное количество! Прицепиться могут к чему угодно. Кого-то может раздражать, что я кроликов собираю. Кого-то может заинтересовать, почему я назвала кролика Бахрузом. «Кто такой этот Бахруз, - подумают они, - что-то тут точно не так. В честь кого это она назвала своего кролика?». И пошло-поехало.

Фатима: А я по этому поводу очень нервничаю. Вот пишут тебе негативные комментарии – а зачем? Для чего подписываться на человека, который тебе заведомо не нравится и потом доставать его своими нравоучениями?

Ульвия: Это удивительно, но для многих действует правило - чем больше тебе не нравится какой-то человек, тем больше тебе хочется о нем знать.

Фатима: Водной юмористической передачекак-то был сюжет о правильной азербайджанской девушке, которая пользуется Фейсбуком. Имя и сокращенная фамилия, всегда не своя фотография на аватаре – лучше какой-нибудь цветочек или мультяшный герой. После 21:00 она в интернет не заходит. Друзей-парней у нее нет, только братья разве что.

К сожалению, многие почему-то считают, что активная жизнь в социальных сетях – это признак легкомысленности. Хотя, как мы уже говорили выше, для кого-то это может быть способом самовыражения, а для кого-то -  методом борьбы со скукой.

Нигяр: Я заметила, что, обсуждая какие-то статьи, люди высказываюттакую агрессию, что на самом деле подумаешь, чтосеть- способ выплеска негативной энергии. Возможно, этим людям становится потом легче в реальной жизни.

Нателла: А ты почитай комментарии к фотографиям знаменитых, признанных красавиц, какой-нибудь топ-модели, актрисы. Там море желчи! Идешь по профилям, видишь сереньких, невзрачных людишек и понимаешь: для него, никому не известного и убогого – это звездный час. Он ведь не просто словесную «кучу» наложил, а о какой-нибудь Милле Йовович, например, негативно отозвался. И ему сразу жить стало веселее и радостней.

Гюнель: На нашей странице в Фейсбуке тоже хватает негатива. Я не понимаю этих людей. Если все так плохо, то почему у нашего относительно нового сайта такое бешеное количество просмотров? Количество лайков ничего не значит, существует внутренняя статистика, на основе которой мы и строим свою работу. Мы - за конструктивную критику, приветствуем ее, как и новые предложения. Но когда ты читаешь под ссылкой даже вот на этот наш проект какие-то комментарии, переходящие на личности участников, – даже не знаешь, как реагировать. Наверное, высказывания в оскорбительном ключе каким-то образом повышают их собственную значимость. Но выглядит это ущербно.

Фатима: А вы знаете пары, которые познакомились в интернете?

Нателла: Конечно. Вообще, если говорить о делах сердечных, даже о простом флирте - социальные сети все очень упрощают. Раньше людям приходилось ломать голову, где познакомиться, как заговорить. Сейчас можно послать запрос в социальной сети, «зафрендиться» и планомерно «лайкать». Вот, например, нравится тебе какой-то молодой человек. И у вас все только-только начинается, ну, на уровне флюидов. А,к   примеру, сегодня вечером ты хотела бы его увидеть и спинным мозгом чувствуешь, что он тоже хотел бы. Но как ему узнать – где ты, не телепатически же. А напрямую говорить и спрашивать еще рано. Раз - и check-in в Бридж Плазе, например. Два – и он «совершенно случайно мимо проходил».

Фейсбук упрощает эти игры. Это чудесно, мне кажется.

Ульвия: Кстати, я заметила, что мужские профили редко бывают интересными. Женские интересно читать и смотреть. А мужчины… Если мужчина активно ведет свой Инстаграм и вывешивает двести фотографий себя, любимого, с разных ракурсов, я заведомо понимаю, что он странный. Это тоже, кстати, плюс интернета. Сразу виден интеллект человека,  его суть.

Фатима:  Есть очень интересные люди в Фейсбуке. Я очень люблю читать статусы Шаина Мургузова, например. Но у меня все же настороженное отношение к Фейсбуку. То есть того же Шаина я читаю в общей ленте, но мне не придет в голову зайти в его профиль и изучать. Так и сама я абсолютно закрыта для людей, изучающих меня и желающих познакомиться по интернету. Меня они, скорее, отпугивают. Например, если мне напишет какой-то невероятный молодой человек, потрясающий просто, но незнакомый, я не смогу пересилить себя и ответить.

Гюнель: А я отвечу.

Нателла: И я отвечу.

Гюнель: Словом, когда тебе такой напишет, зови нас, мы за тебя ему ответим. Но то, о чем ты говоришь – это инструмент для завязывания знакомства. Хуже, когда люди знакомы, и у них есть все для того, чтоб общаться вживую, а они ведут переписку. Я сегодня ночью, например, удалила whatsapp с обоих телефонов. Надоедает, когда тебе исключительно пишут. Люди перестали звонить и общаться вживую. Например, у меня есть знакомый, который вообще никогда не звонит. Он только пишет. Надо исправлять:)

Нателла: А еще люди в соцсетях часто пытаются изобразить себя чем-то особенным. То есть ему хочется написать, что погода классная и ест он классную пиццу, а вместо этого пишет о Рахманинове, Ницше и Большом адронном коллайдере.

Гюнель: А мне всегда хотелось делать наоборот. Все пишут что-то глубокомысленное, а я вывешу дурацкую песенку типа «Я хочу от тебя дочку и точка». Я вообще люблю все смешное.

Фатима: Возвратимся к помощи соцсетей в профессиональном опыте. Это очень удобно для проверки потенциальных клиентов или работников. Я просматриваю профиль, вижу общих знакомых, например, Нату. Тогда я звоню ей и навожу справки. Впрочем, Нате я не позвоню, у нее тысячи френдов, она никого из них не знает. Но, предположим, если знает, то сможет дать какие-то рекомендации. Люди сейчас защищают диссертации на тему социальных сетей и их имплементации в разные сферы нашей жизни. Соцсети сейчас даже в вопросах благотворительности – незаменимый инструмент. Начиная со сбора «лайков», которые конвертируются потом в денежный эквивалент, и заканчивая вирусным распространением информации о том или ином мероприятии. Нашей организации (ASAAP) все соцсети очень полезны. Мы собираем деньги на благотворительность, благодаря разным социальным сетям, устраиваем наши мероприятия. Именно благодаря таким инструментам, как Фейсбук, мы можем в критической ситуации собрать за две недели около тридцати тысяч манатов, что, согласитесь, немало.

Руслан Набиев, фотограф

Безусловно, у всех разные мнения: для кого-то интернет и социальные сети - это плюс, для кого-то - минус. Но! Все вы, абсолютно все, зарегистрированы в различных соцсетях, посещаете их  и постоянно пользуетесь интернетом - для развлечения или для работы. А это значит, что не так уж плох весь этот прогресс и онлайн-общение.

Не вижу ничего зазорного в том, чтобы постить фотографии на Фейсбук и Инстаграм - это отличный способ поделиться тем, что ты сделал или увидел. А что касается того, что интернет забирает очень много времени,то у этой «медали» тоже две стороны: с одной - он действительно забирает время, а с другой – его же и экономит, помогая в очень многих делах, от поиска чего быто ни было (и уже не нужна энциклопедия) и до работынепосредственно в интернете. К примеру, фотографу не обязательно теперь проводить персональную выставку - он выкладывает портфолио в интернет и читает комментарии.

Да,бывает, что в комментариях очень много желчи и ерунды, но на это просто не надо обращать внимание - в итоге каждый все равно делает то, что считает нужным. Мнение постороннего человека не может повлиять на твою работу и твое мировоззрение.

К примеру, просматривая инстаграм Ульвии, я вижу, что она просто игнорирует глупые комментарии. Думаю, это самый правильный подход. Не надо зацикливаться на том, что кто-то написал, а просто жить и поступать по-своему. В конце концов,это всего лишь интернет, а не реальная жизнь.

Подытоживая все, могу сказать, что интернет и социальные сети - это благо, и не стоит относиться к ним, как к чему-то плохому. Но если вы вините сеть в том, что стали реже видеться и общаться с друзьями, то задумайтесь–а, может,это вы сами виноваты? Можно ведь делать дела в интернете, но не уходить туда с головой, понимать, что есть не только тексты и картинки, но и реальная жизнь, наши чувства, запахи, прикосновения, взгляды. Ведь ничто не сравниться с живым общением с близкими и родными людьми. А для того, чтобы собрать их вместе, можно воспользоваться и современными технологиями – написать, что ты очень хочешь их видеть.

No comments:

Post a Comment